В ПРИОРИТЕТЕ – ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА

Повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры является одним из приоритетов, отмеченных в ежегодном Послании Президента РК народу Казахстана. Особые задачи в этой связи возложены на железнодорожный транспорт, имеющий системообразующее значение для отечественной экономики. Своим видением дальнейшего совершенствования деятельности отрасли поделился вице-президент по операционной деятельности АО «ҚТЖ-Грузовые перевозки» Марат Шакенов.

– Марат Арапбекович, в январе в ходе визита Главы государства Н. Назарбаева в США между

АО «НК «ҚТЖ» и GE Transportation были подписаны соглашения в сфере выпуска маневровых тепловозов и сервисного обслуживания пассажирских тепловозов. Можете подробнее рассказать о деталях договоренностей? В каком состоянии в целом сегодня находится локомотивный парк Казахстана?

– АО «НК «ҚТЖ» и «Дженерал Электрик» активно проводят работу по развитию сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта. Свою эффективность и огромный потенциал дальнейшего развития уже доказали такие совместные проекты, как модернизация тепловозов 2ТЭ10МК, производство грузовых и пассажирских тепловозов. Кроме того, компанией «Дженерал Электрик» проводятся работы по сервисному обслуживанию модернизированных тепловозов 2ТЭ10МК и грузовых тепловозов ТЭ33А.

В 2009 году в городе Астана открыт завод АО «Локомотив құрастыру зауыты» по сборке тепловозов нового поколения по технологии «Дженерал Электрик». С момента ввода завода в эксплуатацию суммарное количество выпущенных грузовых и пассажирских тепловозов составило более 300 единиц.

Согласно условиям подписанного в ходе визита Главы государства Н. Назарбаева в США договора между АО «ҚТЖ-Грузовые перевозки» и «Дженерал Электрик Казахстан», 300 единиц маневровых тепловозов будут произведены на территории Казахстана в АО «Локомотив құрастыру зауыты». Также контрактом предусмотрена локализация производства на уровне 55%, которая будет достигнута по плану в 2024 году. Одним из основных пунктов договора является сертификация тепловозов и его комплектующих согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011), который вступил в силу 2 августа 2017 года.

Выпуск маневровых тепловозов обеспечит в полном объеме потребность АО «ҚТЖ-Грузовые перевозки» в маневровом и хозяйственном движении.

Также данный контракт даст положительный эффект для развития машиностроения в Казахстане, в том числе для АО «Локомотив құрастыру зауыты». Это позволит ЛКЗ расширить линейку производства (грузовые, пассажирские, маневровые тепловозы), обеспечить дополнительные рабочие места в г. Астана. Увеличится экспортный потенциал для продажи на постсоветском пространстве и в Средней Азии. Среди положительных эффектов – передача технологий от мирового лидера в локомотивостроении «Дженерал Электрик» казахстанскому заводу, полная загруженность имеющегося оборудования, сохранение обученного персонала ЛКЗ, привлечение для изготовления части комплектов казахстанских предприятий.

Кроме того, в ходе визита Главы государства Н. Назарбаева в США был подписан еще один контракт с «Дженерал Электрик» – договор о сервисном обслуживании пассажирских тепловозов серии ТЭП33А.

Эксплуатируемый сегодня тепловозный парк пассажирского движения требует поэтапной замены. Это обусловлено тем, что имеющийся тяговый подвижной состав технически и морально устарел, ежегодно происходит списание по сроку эксплуатации. Износ магистральных тепловозов старых серий составляет более 90%, что негативно влияет на перевозочный процесс, обеспечение безопасности движения поездов. Немаловажным фактором в процессе ремонта и проведения сервисного обслуживания тепловозного парка является отсутствие запасных частей и комплектующих в локомотиворемонтных предприятиях на устаревшие магистральные тепловозы.

В связи с этим АО «ҚТЖ-Грузовые перевозки» проводит обновление локомотивного парка для пассажирского вида движения путем закупа пассажирских тепловозов серии ТЭП33А.

Техническое состояние и надежность локомотивного парка в эксплуатации обеспечиваются своевременным и качественным техническим обслуживанием и ремонтом посредством применения прогрессивных технологий и современных средств технологического оснащения ремонтных предприятий. Принимая во внимание приобретение пассажирских тепловозов серии ТЭП33А, потребовалось обеспечение соответствующего сервисного обслуживания для 175 локомотивов.

Если говорить о состоянии в целом локомотивного парка, износ составляет 67%, АО «ҚТЖ-Грузовые перевозки» ежегодно обновляет свой парк путем закупа тепловозов у АО «Локомотив құрастыру зауыты». У ТОО «Электровоз құрастыру зауыты» приобретаются пассажирские электровозы серии KZ4AT и грузовые электровозы серии KZ8A, которые производятся по технологии компании Alstom Transport (Франция).

На основании вышесказанного проводимая работа по обновлению парка позволяет АО «ҚТЖ-Грузовые перевозки» обеспечить перевозочный процесс необходимым количеством локомотивов, уменьшить эксплуатационные затраты и снизить общий износ парка.

– Для обеспечения эффективности перевозочного процесса важно не только постепенное обновление парка, но и снижение удельных энергозатрат на тягу и использование энергосберегающих технологий. Каковы успехи, и с какими трудностями сталкивается компания в этом направлении?

– В целях контроля, учета расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, а также управления тягой с точки зрения энергосбережения с 2013 года на железных дорогах Казахстана внедрялась Автоматизированная система управления «Энергодиспетчерская тяги» (АСУ ЭДТ).

Проект АСУ ЭДТ был одобрен АО «ФНБ «Самұрық-Қазына» и АО «НК «Қазақстан темір жолы» и признан стратегическим проектом в сфере железнодорожного транспорта.

Основная цель проекта – снижение расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, достигаемого за счет повышения точности измерений и ведения автоматизированного учета и контроля над расходом ТЭР локомотивами, а также планирование оптимального и эффективного управления локомотивным парком на основании данных АСУ ЭДТ.

На сегодняшний день за счет использования АСУ ЭДТ «ҚТЖ-Грузовые перевозки» обеспечивает оптимальный расход ТЭР на тягу поездов. Например, при выполнении запланированного объема работы в 2017 году компания сэкономила более 83 тысяч тонн дизельного топлива в сравнении с аналогичными показателями периода до внедрения проекта.

– Для обеспечения конкурентоспособности транзитных маршрутов требуется оптимальное соблюдение так называемых критериев «5С»: скорости, сервиса, стабильности, стоимости и сохранности. Хотелось бы акцентировать внимание на последнем показателе: как сегодня выстроена система охраны железнодорожных грузов?

– В число приоритетных задач АО «ҚТЖ-Грузовые перевозки» входит реализация государственной стратегии по организации транспортно-логистических услуг, развитию транзитного потенциала Казахстана.

Если в 2011 году на сухопутном маршруте КНР – Европа – КНР Казахстан имел 12% доли, а Россия 88%, то за 2016 год этот показатель для нашей страны увеличился до 68%. К 2020 году ставится цель повысить данную долю на маршруте Китай – Европа – Китай до уровня не менее 80%.

Безусловно, обеспечение безопасности грузов в этой связи является нашей важнейшей задачей, особенно с учетом того, что Казахстан обладает разветвленной железнодорожной сетью, общей протяженностью более 16 тыс. километров.

Охрана на железнодорожном транспорте обеспечивается ежегодно заключаемыми договорами с АО «Военизированная железнодорожная охрана», в результате этого сопровождением охвачены более 80% перевозимых грузов.

АО «ҚТЖ-Грузовые перевозки» консолидированно с Департаментом внутренних дел на транспорте МВД РК, АО «ВЖДО», Группой компаний АО «НК «ҚТЖ» разработан «Комплексный план совместных мероприятий, направленных на обеспечение сохранности перевозимых грузов на объектах железнодорожного транспорта и Обществах АО «НК «Қазақстан темір жолы» на 2018-2019 годы», в рамках которого предусмотрена деятельность Советов профилактики, проведение профилактической работы в СМИ и т.д.

На особом контроле находятся наиболее ценные грузы (компьютерная техника, товары народного потребления, шины и др.) в составах прямых контейнерных поездов, следующих транзитом по территории РК по маршрутам КНР – Европа – КНР, КНР – Азия. Над приемом, прохождением и сдачей данных грузов АО «ҚТЖ-Грузовые перевозки» и АО «ВЖДО» обеспечивают мониторинг круглосуточно в режиме реального времени.

В рамках программы АО «НК «ҚТЖ» - «Цифровая железная дорога» с 1 июня 2017 года совместно с АО «Транстелеком» ведется работа по организации мониторинга объектов с использованием спутниковых систем позиционирования GPS и Глонасс (электронные замки «Watchlock»). В настоящее время «GPS-замки» навешивают и снимают на 16 железнодорожных станциях РК (Достык, Алтынколь, Сарыагаш, Алматы, Луговая и др.), в том числе на вагоны и контейнеры, следующие в составах прямых контейнерных поездов по маршрутам КНР – Европа – КНР, КНР – Азия, КНР – Россия. Всего за истекший период использовано 8 680 GPS-замков. При применении GPS-замков факты недостачи грузов в контейнерах не допущены. Осуществляемые мероприятия позволят качественно изменить подход к обеспечению сохранности грузов, принимать оперативные меры реагирования в случае несанкционированного доступа.

– Расскажите, пожалуйста, о планах АО «ҚТЖ-Грузовые перевозки» по повышению эффективности операционной деятельности?

– Повышение эффективности операционной деятельности наряду с обновлением основных активов и внедрением новых технологий в большей степени зависит от качественного планирования перевозочного процесса как в среднесрочном, так и в сменно-суточном периодах и безусловное его исполнение.

До сегодняшнего дня на сети были внедрены и успешно используются такие автоматизированные информационные системы управления, как «Договорная и коммерческая работа» (АСУ ДКР), «Энергодиспетчерская тяги» (АСУ ЭДT), местной работой (АСУ МР) и другие, позволившие повысить качество предоставляемых услуг, оперативность и оптимизацию процессов планирования и операционной деятельности.

Залогом эффективного управления и использования имеющихся ресурсов является равномерность и привязка процессов всех звеньев транспорта воедино. Решением этой задачи был переход на вариантный график движения поездов (ВГДП), выполнение которого является основным критерием дисциплины эксплуатационной деятельности. Ранее разработка графика движения поездов осуществлялась раз в год, с корректировкой при переходе на зимнее и летнее время, а особенностью вариантного графика является его ежесуточное составление. В целях достижения достоверности к планируемым объемам перевозок исходные размеры движения для разработки ВГДП определяются на основе фактически заявленных грузов по заявкам формы ГУ-12, данных АС «Месплан», анализа исторических данных вагонопотоков с использованием информационной системы «Мультирейл» и привязка их к технологическим «окнам».

Большую роль в повышении эффективности операционной деятельности играет преобразование технологических процессов. На постоянной основе рассматриваются возможности повышения производительности подвижного состава, в том числе тягового. В рамках данного направления нами за последние два года пересмотрены технологические процессы всех решающих станций и узлов, в результате чего достигнута оптимизация технологического времени выполнения операций по обработке грузовых поездов и удлинены плечи обслуживания локомотивов.

В текущем году работа по удлинению плеч обслуживания поэтапно будет продолжена. Так, в первую очередь планируется организовать пропуск грузовых поездов на полигоне от станции Шымкент до станции Жамбыл с исключением стоянок по станции Тюлькубас и на полигоне от станции Шу до станции Алматы без остановок по станции Отар. Данные мероприятия позволят высвободить парк локомотивов и вагонов, сократить простои и ускорить обороты подвижного состава.

Одним из приоритетов Послания Президента РК «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» является дальнейшее применение и разработка новых инструментов, направленных на модернизацию и цифровизацию казахстанских предприятий. Как известно, совершенствование отечественной отрасли как части мировой транспортно-коммуникационной системы во многом сегодня зависит от внедрения новых технологий, автоматизации рабочих процессов, разработки цифровых программ, направленных на повышение эффективности перевозочного процесса.

На сегодняшний день на успешном примере внедрения вариантного графика движения поездов и в рамках задачи повышения эффективной организации плановых вагонопотоков и движения грузовых поездов по расписанию, возникла необходимость в создании автоматизированной системы для разработки прогнозных (вариантных) графиков движения поездов (АС РП ГДП).

Как я ранее отметил, с 2015 года специалисты компании приступили к ежедневной разработке вариантного графика движения поездов. Делать это приходилось вручную, учитывая информацию о технологических «окнах», прогнозных размерах движения, а также поездах, требующих особых условий пропуска, контейнерных составах и т.д. При этом отсутствовала возможность графиковой подвязки локомотивов и перестроения графика с учетом текущих условий пропуска.

Внедрение АС РП ГДП позволит усовершенствовать работу по составлению графиков, повысит оперативность и точность расчетов. Целью данной автоматической системы является в первую очередь повышение эффективности перевозочного процесса за счет сокращения ручного труда, а также совершенствование системы планирования движения поездов. Новая система направлена на автоматизацию построения энергооптимального прогнозного (вариантного) и ситуационного графика движения поездов с учетом всех условий пропуска и заданных параметров поездопотока. Кроме того, АС РП ГДП подразумевает и автоматизацию планирования предоставления «окон» с передачей расписания на борт локомотива, автоматизацию анализа выполнения прогнозного (вариантного) графика движения.

Внедрять АС РП ГДП планируется в несколько этапов с ориентировочными сроками ввода в эксплуатацию с 2020 года. По оценкам специалистов, внедрение данной системы приведет к снижению эксплуатационных расходов за счет внедрения энергооптимального графика движения поездов, повысит маршрутную скорость и пропускную способность участков дороги, а также эффективность эксплуатации локомотивного и вагонного парка.

Продолжается работа по взаимодействию и сотрудничеству с признанными глобальными лидерами IT-производства. АО «НК «ҚТЖ» заключено соглашение с компанией GE Transportation, в рамках которого данной компанией предложен ряд проектов улучшения и оптимизации в области перевозочной деятельности. Один из них – Trip Optimizer («Оптимизатор рейса»), который представляет собой инструмент, позволяющий экономить расход топлива локомотива путём помощи машинисту при управлении локомотивом за счет автоматического регулирования контроллера и динамического тормоза.

Основные KPI АО «КТЖ-Грузовые перевозки» на 2018 год:

– Грузооборот эксплуатационный нетто – 213 632 млн. ткм;

– Средняя участковая скорость движения поезда – 43,9 км/ч;

– Среднесуточная производительность вагона – 10 230 ткм нетто;

– Среднесуточная производительность локомотива – 1824 тыс. т-км брутто.

– Маршрутная скорость проследования контейнерных поездов в направлении Китай – Европа по РК – 1050 км/сут.

По итогам производственной деятельности 2017 года достигнуты положительные результаты по выполнению эксплуатационных показателей к плану и факту 2016 года. В текущем году перед нами поставлены задачи по повышению объемных показателей перевозочной деятельности к уровню 2017 года, в том числе особый акцент сделан на увеличение транзитно-контейнерных перевозок. В достижении указанных целей, несомненно, важен комплексный подход в решении имеющихся вопросов. Мы уверены, что в результате слаженной работы всех звеньев перевозочного процесса в условиях обеспечения безопасности движения, постоянного преобразования технологического процесса и внедрения автоматизированных систем, достигнем положительных результатов по освоению запланированного объема перевозок.