Дорога в цифрах

Казахстанская железная дорога взяла курс на полную цифровизацию, внедряя электронные сервисы по всем фронтам. О том, какие технические решения выбрало АО “НК “Казахстан темир жолы”, в четверг на брифинге рассказали руководители компании.

Информационные технологии национальный перевозчик сегодня реализует в рамках программы “Цифровая железная дорога”, в которую входит более двадцати проектов, два из которых вошли в государственную программу “Цифровой Казахстан”. Как отметил вице-президент по информационным технологиям АО “НК “қТЖ” Арман НУРУШЕВ, все эти проекты охватывают пять основных направлений деятельности компании: пассажирские, грузовые, мультимодальные пе-
ревозки, мультимодальную инфраструктуру и внутрикорпоративные проекты. В сфере пассажирских перевозок КТЖ ставит задачу повышения клиентоори­е­нтированности. Так, на данный момент создано два веб-сайта, на которых тысячи казахстанцев заказывают электронные билеты. Наряду с этим запущено мобильное приложение, на вокзалах установлены терминалы самообслуживания, предоставлен доступ к сайтам по продаже билетов онлайн - aviata.kz, tickets.kz, сhocotravel.kz.
- Тем самым мы обеспечили прозрачность, наличие мест, предоставили функцию листа ожидания для клиентов. Компания ставит задачу перейти на 90-процентную покупку электронных билетов уже к 2020 году, только 10 процентов бумажных билетов будет оформляться на межгосударственных маршрутах, - сообщил Арман Нурушев.
Еще один “клиентоориентированный” проект - внедрение системы динамического управления тарифами, где клиентам будет предоставлена возможность получить скидку на ж/д билет до 25 процентов в зависимости от даты, спроса на те или иные направления, а также от сезонности. Выбирать тариф можно будет также в режиме онлайн круглосуточно семь дней в неделю.
Цифровые сервисы внедряются и в сфере мультимодальных перевозок. Создана, например, единая платформа для электронной биржи и торговой площадки. Участниками данной платформы являются уже более 1700 клиентов. В рамках электронной биржи проводятся онлайн-торги, проведена интеграция с российским рынком.
Как отметил Арман Нурушев, одним из приоритетных направлений цифровизации транспортной отрасли является автоматизация свободной экономической зоны “Хоргос - Восточные ворота” на границе с Китаем, которая позволила сократить прохождение транспорта через контрольно-пропускные пункты с 10 минут до 30 секунд. Сократились также затраты на регистрацию - с 2 тысяч евро до 200 евро, и, что немаловажно, снизились коррупционные правонарушения на территории свободной экономической зоны.
В рамках проекта автоматизации мультимодальных перевозок, который, кстати, вошел в госпрограмму “Цифровой Казахстан”, внедряется система “единого окна”, а в дальнейшем будет внедрен модуль управления транс­портировками.
- Это позволит нам увеличить годовой объем транзитных перевозок в семь раз - до двух миллионов в двадцатифутовом эквиваленте к 2020 году. Экономический эффект от этого мы оцениваем в 15 миллиардов тенге к 2025 году, - заявил Нурушев.
В рамках цифровизации железнодорожной инфраструктуры он отметил проект автоматизированной системы “АСУ-Магистраль”, который также входит в “Цифровой Казахстан”. Данная система позволит проводить цифровую диагностику ж/д пути. В КТЖ планируют обеспечить полную диагностику всей магистральной сети мобильными диагностическими комплексами - за 15 дней вместо 180 (как в данный момент). Таким образом, цикл осмотра путей увеличится в двенадцать раз.
В рамках усовершенствования инфраструктуры внедрят центр управления движением поездов, что позволит контролировать ситуацию на различных участках в режиме онлайн. Позаботятся в КТЖ и о вокзалах, семнадцать из которых оснастят цифровыми сервисами - Wi-Fi, телевидением, информационными табло и пунк­тами интерактивной навигации.
О цифровизации грузовых перевозок рассказал исполнительный директор по интегрированному планированию АО “КТЖ - Грузовые перевозки” Владимир ПЕТРОВ. По его словам, уже реализованы сервисы по онлайн-отслеживанию грузов, предоставлению клиенту информации о дислокации вагонов, контейнеров. Внедрены электронные замки, обеспечивающие сохранность перевозимых грузов, развивается система управления договорной и коммерческой работой. В данной системе, по словам Петрова, зарегистрировано более 20 тысяч клиентов компании, охвачено 456 станций, где происходит организация грузовой работы.